Павел Ушаков начинал свою профессиональную деятельность как дизайнер интерьеров, однако около десяти лет назад решил сосредоточиться на визуализации, сократив до минимума количество дизайнерских задач.
В 2011 году Павел основал собственную студию визуализации, клиентами которой являются российские и зарубежные дизайн-студии, частные дизайнеры интерьера, разрабатывающие общественные пространства – отели, спа-салоны, выставочные центры и т.д.«С каждым годом запрос на фотореалистичные изображения растет, – говорит Павел. – Примерно 75-80% дизайнерских проектов выполняются с визуализацией. Особенно это характерно для Европы и стран СНГ, в Америке, сужу из личного опыта, чаще используют классические чертежи плюс фотоколлажи или скетчи, выполненные от руки, для презентации интерьерных проектов».
Рабочий процесс: оценка стоимости и этапы визуализации
Каждый проект начинается с того, что клиент присылает чертежи в цифровом формате – обычно это *DWG. На их основе создается 3D-проект в 3ds Max и визуализируется в V-Ray. Стоимость работы рассчитывается на основе чертежей и дополнительной информации к проекту, полученной от клиента. «На отечественном рынке дизайна интерьера принято рассчитывать стоимость исходя из площади помещения, – рассказывает Павел Ушаков, – и визуализаторы подстраиваются под эту схему. Но это неправильно, потому что проекты бывают разные по сложности. На мой взгляд, корректнее считать трудочасы, как это принято на западном рынке. С клиентами из СНГ приходится комбинировать оба подхода – называть стоимость по данным площади, но с оценкой времени, которое уйдет на реализацию в 3D».
После определения стоимости заказа выстраивается пайплайн, определяются этапы проекта. На первом этапе собирается «коробка» помещения с минимальной отделкой, параллельно отдаются на 3D-моделинг необходимые объекты для интерьера или покупаются готовые 3D-модели. Затем все собирается в единую сцену и делается драфтовый черно-белый рендер.
После утверждения драфта начинается работа с текстурами, делаются цветные рендеры с низкими настройками качества для быстрой визуализации, чтобы продемонстрировать клиенту. «Моделирование и текстурирование – самый долгий процесс. Он занимает до 75% времени. C дизайнером, с учетом всех локальных согласований, у нас получается пройти этот этап за 3-4 подхода. Финальная стадия, на которой предоставляется картинка в высоком качестве для презентации конечному клиенту, может занимать 2-3 подхода. Проект может быть возвращен на доработку, но, как правило, это косметические правки, которые не сильно трудозатратны», – рассказывает Павел Ушаков.
Секреты эффектной визуализации
Для создания фотореалистичных изображений дизайнер использует V-Ray. Если проект большой, уже на первом этапе начинается перевод всей геометрии в прокси-объекты для оптимизации дальнейшей работы. Первые рендеры — черно-белые, с настроенным светом и Ambient Occlusion. «В интерьере белый цвет помещения «съедает» детали, опция Ambient Occlusion помогает сделать рендер более четким, подчеркнуть объем мельчайших деталей», – объясняет дизайнер.
За годы работы у студии собралась большая библиотека 3D-моделей, а если ее не хватает, используются стоки – 3ddd.ru, CGTrader, TurboSquid. «Если и на стоках не нашлось подходящей модели, то к проекту на моделинг привлекаются фрилансеры или я выполняю эту работу сам», – говорит Павел Ушаков.
Следующий этап – материалы и текстуры. «Запрос на детализацию вынуждает применять текстуры в высоком разрешении. В V-Ray есть возможность оптимизировать этот момент через стандартную утилиту, которая переводит текстуры в формат *.TX, что позволяет разгрузить оперативную память и оптимизировать процесс рендеринга: для далеко расположенных объектов применяются текстуры с низким разрешением, для близких – с высоким, – рассказывает Павел. – Всё это автоматизировано и происходит на лету, если применяется формат *.TX». Павел подчеркивает, что современное железо позволяет получить качественную картинку значительно быстрее, чем раньше. «V-Ray сейчас – это однокнопочный рендер, – говорит он. – Собрал сцену, настроил материалы, нажал кнопку Render – и готова красивая картинка».
Развитие V-Ray за 15 лет
Павел работает с V-Ray уже более 15 лет и отмечает, что на протяжении всего этого времени программа постоянно обновлялась – исправлялись какие-то баги, добавлялись новые инструменты, но ядро системы оставалось прежним. «V-Ray изначально был революционным продуктом, и поэтому он сейчас просто планомерно эволюционирует, чтобы отвечать современным запросам. Могу отметить только то, что V-Ray стал стабильнее – в ранних билдах нажатие кнопки Render было рулеткой, что-то могло пойти не так, и 3ds Max закрывался. Сейчас этого нет. Также на пользу пошел отказ от применения локальных значений Subdives в материалах и источниках света – это позволило сосредоточиться на творческих аспектах работы. А из действительно заметных и полезных новшеств для своей работы я отмечу опцию источника света LightMix. Если раньше приходилось делать множество тестовых рендеров, чтобы добиться нужного освещения, то сейчас достаточно сделать всего один, а затем работать с освещением в LightMix, подбирая необходимые яркость и цвет у источников света. Как только этот инструмент появился, я сразу начал им пользоваться, – говорит Павел Ушаков. – Он во много раз сократил время работы со светом».
Проект «Гранд Отель София»
В столице Болгарии идет реновация старого отеля. Студия Павла Ушакова выполняла визуализацию этого проекта. В гостинице большое количество общественных пространств – лобби-холл, бары, кафе, ресторан, конференц-залы, небольшой концертный зал. В разработку визуализаций было отдано около 20 помещений. «Пайплайн был выстроен как обычно – нам присылают чертежи и мудборды, и проект отправляется в работу. В разработке было одновременно 2-3 помещения. Материалы поступали планомерно, никакой особой специфики на этом проекте не было, все стандартно, – говорит Павел Ушаков. – Но сам объект большой, поэтому я в нем делал упор на оптимизацию, эта привычка осталась с давних пор, хотя сейчас в этом нет особой необходимости – ресурсы моего «железа» позволяют комфортно работать с большими проектами, без необходимости их как-то оптимизировать.
В своей работе считаю важным одно правило - что бы ни происходило, нужно думать о том, как я буду исправлять сцену, когда она вернется на доработку, а она всегда возвращается. Поэтому я придерживаюсь определенной культуры работы в сцене и, даже если проект возвращается через полгода, не испытываю никаких сложностей с его доработкой».
Для оптимизации Павел использовал инструменты VRayProxy и VRayScene, второй – не совсем стандартным образом. «VRayScene позволяет вынести объекты за пределы родительской сцены, сохранить их как отдельную сцену, которая подгружается автоматически в процессе рендера, – объясняет специалист. – В проекте «Гранд Отель София» я так поступал с декором – он мелкодетальный, держать его локально в сцене неразумно, переводить в прокси тоже – растет объем 3D-мусора на диске. Поэтому, собрав основную сцену, мебель, свет, я сохранил декор как VrayScene объект».
Кроме того, на проекте «Гранд Отеля» пригодилась опция LightMix, поскольку клиент хотел от картинки определенного настроения, но не мог его точно сформулировать – через LightMix удалось быстро найти нужное состояние, не прибегая к утомительному рендерингу разных световых сценариев. Проект занял около 8 месяцев, над ним работало четыре человека – Павел и старший визуализатор вели отдельные помещения «под ключ», еще два фрилансера решали локальные задачи по моделингу и работе с текстурами.
В планах – естественное развитие
Цель Павла Ушакова – органический рост и развитие «без агрессивного буста и экспансии». «Мне нравится участвовать в создании красивых проектов с интересной визуальной частью, глубоко в них погружаться, – объясняет эксперт. – Например, недавно я получил большое удовольствие от работы над проектом реновации городской ратуши в Лондоне». При этом Павел считает оптимальной работу с тремя-четырьмя постоянными клиентами: «Для меня и моей студии больше не нужно, мне комфортно работать эксклюзивно. Мы делаем масштабные объекты с максимальным погружением в процесс».